Штрихкодирование продукции
Графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами последовательность чёрных и белых полос либо других геометрических фигур.
В настоящее время в нашей стране существует две основных системы штрихового кодирования, это международная система EAN и отечественная система ОСК. Международная система кодирования EAN, более распространена и востребована, поскольку продукция с данным штрих-кодом может экспортироваться и на зарубежный рынок. А вот отечественная система подобной опцией не обладает и продукция распознается только внутри государства. При этом обмен товарами со столь близкими и дружественными нам странами как Украина, Белоруссия и Казахстан, возможен только при наличии штрих-кода международного уровня.
Виды штриховых кодов
Штриховое кодирование или штрих-коды бывают:
- Линейными (1D).
- Двухмерными (2D) или матричными.
- Трехмерными (3D).
- Четырехмерными (4D) очень редко встречаются.
Линейное кодирование (1D) это метод автоматизированного сбора данных, при котором источником информации является линейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины. Еще это кодирование называют Баркод это по сути и есть штрих-код (штрих-линии с цифрами под ними).
Линейный штрих-код (1D)
Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20-30 символов, обычно цифр). Наиболее распространенными линейными кодами являются:
- ЕAN 13 (используются 13 цифр);
- EAN-8 (состоит из 8 цифр);
- UPC (UPC-A, UPC-D, UPC-E);
- Code39;
- Code128 (UCC/EAN-128);
- Codabar;
- Interleaved 2 of 5; и т.д.
Двухмерными ( 2D) называются штрих-коды, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Данный код может включать в себя гораздо больший объем информации (до нескольких страниц текста). Разработано более 20 различных символик двухмерных штрих-кодов. Наиболее популярны коды Aztec, Datamatrix, PDF417.
Двухмерный штрих-код (2D)
В настоящее время наиболее распространён вид двухмерного штрих-кода Aztec. В каждом символе можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических квадратов и служит для определения геометрического центра символа в процессе его декодирования.
Существуют три основных формата символа Aztec Code:
- Compact (Компактный) символ с мишенью из двух квадратов
- Full-Range (Полный) символ с мишенью из трех квадратов.
- Datamatrix
Код Datamatrix это двумерный матричный штрих-код, содержащий чёрно-белые элементы или элементы двух различных степеней яркости в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе. Таким образом может быть закодирован текст или строковые данные. Размер закодированных данных может составлять от нескольких байтов до 2 килобайтов. Преимуществами этого кода является возможность нанесения перманентной гравировки (лазером, механическим способом и т.п.) на металлические поверхности позволяет маркировать кодом изделия и устройства, подвергающиеся воздействиям критических температур, давлений или химических веществ.
Трёхмерные (3D) Color C Code появились сравнительно недавно - в 2010 году. В отличии от 1D или 2D штрих-кода они могут содержать в себе любую цифровую информацию: документы, изображения, звук, анимацию. Однако не все цветные штрих-коды относятся к разряду трёхмерных.
В 2009 году компания Microsoft ввела новый формат Microsoft Tag, основанный на собственной разработке High Capacity Color Barcode (HCCB). Штрих-коды этого формата относятся к двухмерным, и вводился он для бурно развивающегося рынка мобильной маркировки. Такие штрих-коды использовались для идентификации информации хранящейся на серверах компании с помощью фотокамер мобильных устройств. Проблема Microsoft Tag в том, что для их считывания требуется особое ПО, которое, впрочем, находится в свободном доступе. В отличие от трёхмерного штрих-кода Color C Code, цветные Microsoft Tag не могут хранить много информации и большей частью предназначены для вывода её на мобильные устройства из сети интернет.
Трехмерный штрих-код (3D)
Выбор типа штрихкодирования
Выбор типа штрихкодирования остается за самой компанией (производителем), и главным ориентиром в этом деле выступает целевая аудитория товара. Так, если компания выпускает продукцию на местный рынок и планов расширения не имеется, то лучшим вариантом будет использовать отечественную систему штрихкодирования ОСК. Однако, если компания является интернациональной, и сотрудничает с другими государствами, пусть даже с СНГ, то необходимо использовать систему EAN. Поскольку экспорт продукции возможен только для «нумерованных изделий. Кроме того, используя систему автоматической идентификации EAN, вы сможете обрести зарубежных партнеров и клиентов, так как будете открыты для всех. Некоторым компаниям, зачастую торговым центрам, необходимо штрихкодирование для внутреннего пользования, то есть для оптимизации процессов учета, хранения и размещения продукции. Нанесенные штрих-коды распознаются только внутренним оборудованием и не предназначены для других компаний. Потому, компании могут самостоятельно разработать собственную систему штрихкодирования из совершенно любой комбинации символов. Или можно использовать международную систему EAN, с префиксом – 2, что означает внутреннее пользование. Основное назначение штрихкодовой системы это оптимизация торговой деятельности. При выборе штрихкодовой системы, не стоит об этом забывать.
Преимущества при регистрации штрих-кодов в нашей системе
Становясь участником системы Вы получаете:
- Эффективное В2В сотрудничество на международном и межрегиональном уровне с представителями бизнес-сообщества.
- Выделенный диапазон уникальных идентификационных номеров стандарта EAN-13.
- Ранжирование информации о Вашей продукции как в России, так и в других странах мира.
- Возможность электронного обмена данными с торговыми сетями через EDI-провайдеров.
- Свидетельство о присвоении диапазона номеров Штрих-Кода стандарта EAN-13, защищенное голографией.
- Рекламную IT-кампанию Вашей продукции и услуг.
- Доступ в личный (персональный) кабинет участника.
- Возможность скачать архив со штрих-кодами (баркодами) в различных форматах: PNG, JPG и т.д.
- Круглосуточное консультирование и техническую поддержку.
Став аккредитованным участником системы штрихового кодирования, информация о присвоенных штрих-кодах на вашу продукцию, расходиться по всем торговым сетям, поисковым системам и приложениям. Также, потребители и потенциальные заказчики, став аккредитованными участниками системы, смогут оценивать вашу продукцию, оставлять комментарии о Вашем продукте и писать сообщения в Ваш персональный офис (личный кабинет).
Возможности в личном кабинете:
- Добавлять продукцию к штрих-кодам в резерве и откреплять продукцию от штрих-кодов.
- Изменять информацию о продукции, прикрепленную в штрих-кодам.
- Изменять информацию об организации .
- Скачивать диапазоны штрих-кодов в различных форматах.
- Принимать сообщения от потребителей и потенциальных реализаторов в личном кабинете.
Часто задаваемые вопросы
На какой срок выдаётся Свидетельство на комплект штрих-кодов?
Гарантией работоспособности штрих-кодов является договор, который Вы заключаете с нами, действует бессрочно. Свидетельство выдается на пять лет и понадобится может оно только торговым сетям, в которых обычно, за 5 лет продукция расходится и Свидетельство становится не нужным. Более того, каждый год Свидетельство обновляется и становится более защищенным, в связи с чем существует высокая вероятность того, что через 5 лет свидетельство даже визуально будет отличаться от текущего, поэтому выдавать свидетельство более чем на 5 лет нецелесообразно.
Что делать если срок действия свидетельства закончился, а торговая сеть просит его предоставить?
В этом случае достаточно прислать нам электронное сообщение с названием Вашей организации, что бы мы Вам выслали новое свидетельство.
Как быть, если у организации поменялось Юридическое лицо, а неиспользованные шрих-коды остались?
В этом случае, до того как Юридическое лицо изменится, необходимо просто сообщить об этом нам заблаговременно, предоставив заявление о предупреждении смены Юридического лица.